Психологическая и социально-педагогическая помощь


Номера детского телефона доверия:
8 800 2000 122 со стационарных и мобильных телефонов
и 124 только с мобильных телефонов
Кабинет школьного психолога
педагог-психолог Синицына Елена Леонидовна
Приемные дни и часы:
Вторник с 14.00 — 17.12
Четверг 14.00 — 17.12
кабинет 45
info412spb@yandex.ru
Телефон
8 (812) 246-26-61

Всё о социально-психологическом тестировании (СПТ)

Понятие социально-психологического тестирования (СПТ)

  • СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.
  • СПТ — это метод исследования, позволяющий определить эмоциональное и психологическое состояние учащихся, их индивидуальные особенности и проблемы, а также взаимодействие с окружающей социальной средой.
  • Результаты тестирования позволяют определить наиболее сильные и ресурсные особенности личности обучающихся, особенности поведения в стрессовой ситуации, склонность к различным формам рискового поведения.

Акцентируем Ваше внимание, что социально-психологическое тестирование является добровольным и анонимным

СПТ даёт информацию:

  • об эмоциональном состоянии школьника;
  • личностных особенностях;
  • самооценке и самопонимании;
  • уровне межличностных отношений;
  • социальной адаптации и включенности в классную группу;
  • мотивации к учебной деятельности;
  • уровне школьной тревожности;
  • конфликтных ситуациях среди сверстников и взрослых.

Особенностью социально-психологического тестирования школьников является то, что получаемая информация позволяет специалистам создать индивидуальные рекомендации для каждого ребенка с целью снижения эмоционального дискомфорта, повышения мотивации и достижения успешных результатов в учебной деятельности.

Возрастные ограничения

  • тестирование проводится в отношении обучающихся, достигших возраста тринадцати лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации.
  • в СПТ принимают участие только те дети в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие (предоставляет сам ученик).
  • если ребенку нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей).

Этика и конфиденциальность в тестировании

Являются неотъемлемой частью в проведении социально-психологического тестирования.

Конфиденциальность гарантирует, что информация, полученная в результате тестирования, не будет использоваться вредоносным образом или против участников.

Личные данные участников не выходят за пределы школы, в базе данных хранятся в зашифрованом виде. Доступ к базе имеют только ответственные за проведение СПТ сотрудники школы.

Ответы на вопросы родителей, связанные с социально-психологическим тестированием:

  • Могут ли по результатам диагностики поставить ребёнка на учёт?

Результаты тестирования не являются фактическим или юридическим основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учёта. При желании обучающегося или его родителей результаты тестирования могут лишь мотивировать их самостоятельно обратиться за консультацией к профильным специалистам.

  • Зачем ребёнку это тестирование?

Результаты диагностики позволяют учащемуся получить информацию о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, содействуют развитию навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать потенциальные риски и обезопасить себя от них.

  • Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?

Результаты теста помогают понять, какие социально-психологические факторы не позволяют подростку преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить адаптивные механизмы психологической защиты.

  • Где используются результаты СПТ?

Для эффективной работы с классом в целом — предотвращению случаев буллинга, повышению стрессоустойчивости и улучшению психологического климата в классе. На их основании могут быть разработаны рекомендации для педагогов по взаимодействию с классным коллективом.

При необходимости написания психологической характеристики — например, для поступления в кадетский корпус.

Для индивидуальной работы по развитию личности, самосовершенствованию – в рамках консультаций с психологом или самостоятельно.

  • СПТ помогает выявить детей, употребляющих наркотические и/или психоактивные вещества?

СПТ не выявляет конкретных подростков, употребляющих наркотические и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку. СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.

  • Как узнать результаты тестирования своего ребёнка?

Если результаты ребёнка оказались в так называемой «группе риска» — родителей известят об этом в индивидуальном порядке (классный руководитель, психолог или социальный педагог) в течение второй четверти. Пригласят в школу для обсуждения содержания результатов и составления плана работы с ребёнком по нейтрализации выявленных факторов риска.

Если звонка из школы не поступило – родители или ребёнок в индивидуальном порядке могут получить результат у школьного психолога в часы приёма. Длительность консультации – 40 минут. В содержание консультации входит подробное обсуждение профиля личности, рекомендации по развитию сильных сторон. Срок – декабрь-май текущего учебного года.

О школьном психологе

Совсем недавно в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга была введена новая должность педагог-психолог. С чем пришлось столкнуться психологу  за  полгода своей работы?

В основном это опасения и недоверие со стороны родителей и обучающихся

Так получилось, что в сознании людей в нашей стране профессии психолог и психиатр сливаются и становятся идентичными. Но это не так.

Психиатр –  специалист, имеющий медицинское образование. Занимается такой специалист медикаментозным лечением психических расстройств.

Школьный психолог — специалист, который помогает детям и подросткам справиться со своими сложностями, осознать свои потребности, стать цельными личностями.

Если Вы обратились к психологу,  это совершенно не  означает, что  Вы психически нездоровы. Каждому человеку важно уметь эффективно взаимодействовать с окружающими, знать, как устроена его  личность.

В обществе существует мнение, что если поделиться своими проблемами с психологом это станет известно окружающим. Одно из правил профессиональной деятельности психолога  — конфиденциальность. Сведения, полученные в ходе психологического обследования и консультаций,  сообщаются только тому, кто получал психологическую помощь. Классному руководителю информация предоставляется в обобщенном виде. Единственный случай, когда психолог может нарушить это правило, когда ребенку или подростку угрожает опасность (реальная угроза жизни и здоровью).

Ситуации, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:

  1. Случаи, которые связаны с плохой успеваемостью: не успевает по всем предметам, плохо читает, отстает по математике или русскому языку; молчит при устном ответе; получает неудовлетворительные отметки за письменные работы (устные ответы проблем не вызывают); отсутствие желания учиться, ничто не интересует, пассивно относится к жизни; разочарование в школе, отсутствие желания ходить в школу.
  2. Индивидуально-личностные качества ребенка, вызывающие тревогу у родителей: медлительность, неорганизованность; быстрая утомляемость; упрямость, неуправляемость; агрессивность; страхи и т.д.
  3. Особенности межличностных отношений детей и подростков со сверстниками и взрослыми: замкнутость, отсутствие друзей; конфликты как со сверстниками и взрослыми; явления школьного буллинга и т.д.
  4. Можно обратиться к психологу, когда как таковой проблемы нет. Психолог может помочь оценить общие способности, дать рекомендации как развивать внешкольные интересы ребенка.

 Чем может быть полезен психолог для подростков?

Консультирование  подростков и их родителей  заключается в сопровождении  решения  психологических  задач возраста.  Задачи подросткового возраста состоят в следующем:

  1. Обретение подлинной психологической независимости.
  2. Окончание школы, выбор направления дальнейшего обучения. Профессиональное самоопределение.
  3. Преодоление кризиса идентичности.
  4. Социализация в среде сверстников, основанная на установлении более глубоких эмоциональных отношений.
  5. Попытки понять свое предназначение, экзистенциальный анализ своей судьбы.

Ни одна из этих задач не является второстепенной, их решение нельзя отложить на потом.

Направления работы школьного психолога

  1. Психологическое консультирование:
    Индивидуальные консультации с учащимися;
    Индивидуальные консультации с родителями;
    Индивидуальные консультации с педагогами.
  2. Психодиагностика:
    Индивидуальная;
    Групповая.
  3. Коррекционно-развивающая деятельность:
    Индивидуальные занятия;
    Групповые занятия.
  4. Психологическое просвещение и профилактика

Памятки для родителей

Как развить память младшего школьника (читать)

Как помочь детям подготовиться к экзаменам(читать)

Памятка для родителей по семейному воспитанию (читать)

Что делать родителям школьника, если у него синдром дефицита внимания (читать)

Факторы предрасполагающие к употреблению ПАВ (читать)

Согласие родителей на психологическое сопровождение (читать)

Часы приема социального педагога

Ларионова Александра Андреевна

Вторник 14-00-19.00

Четверг 14.00-19.00

Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних (ссылка на страницу сайта Комитета по образованию Санкт-Петербурга)

Школьной службе медиации посвящена отдельная страница «Школьная служба медиации»

Положение о службе психолого-педагогического сопровождения (читать)

Положение о совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (читать)

Положение о постановке обучающихся и их семей на внутришкольный контроль (читать)

План работы педагога-психолога на 2020-2021 учебный год (читать)

Календарный план работы с ППМСЦ




Договор с ППМСЦ

Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся

График работы специалистов на базе школы:

Большакова Елена Евгеньевна – учитель — логопед

Занятия проводятся в каб.№ 49

График работы логопункта

День недели Время
Понедельник 13.00-17.00
Вторник 13.00-17.00
Четверг 13.00-17.00
Пятница 13.00-17.00

Анкетирование

АНКЕТА «Экспертная оценка адаптированности ребёнка к школе» 5 класс

Анкета «Уроки воспитанности».

Документы

Постановление Правительства Санкт-Петербурга о стоимости питания читать

Пожарная безопасность образовательных учреждений (ссылка на страницу сайта Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу)

Список документов для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет, желающих в период летних каникул работать (скачать)

Закон Санкт-Петербурга «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт-Петербурге и внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (скачать)

Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (скачать)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.06.1999 № 120-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» (скачать)

Согласие на обработку персональных данных (скачать)

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ВАШИМ РЕБЕНКОМ

Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Агапитова Светлана Юрьевна, сайт: http://spbdeti.org

Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка от потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все предоставленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат.

1. Общайтесь друг с другом

Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет обращаться его к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку?

Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общениния со своим ребенком.

2. Выслушивайте друг друга

Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:

— быть внимательным к ребенку;

— выслушивать его точку зрения;

— уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним;

не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо.

Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не делательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются «тихими» в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…» или «Что ты об этом думаешь?»

3. Ставьте себя на его место

Подростку часто окажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!

4. Проводите время вместе

Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом,, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть что-нибудь особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.

5. Дружите с его друзьями

Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.

Поэтому важно в этот период — постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка, то есть их тоже привлечь к занятиям спортом, либо творчеством, даже путем внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом, вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь — своему ребенку.

6. Помните, что ваш ребенок уникален

Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков. Представьте, что будет с вами, если 37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 — в увещевательном, 50 — в обвинительном?.. Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений! Нужно время от времени распоряжаться собой полностью — т.е. нужна доля свободы. Без нее — задохнется дух.

7. Подавайте пример

Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в «двойной морали». Помните, что ваше употребление, так называемых «разрешенных» психоактивных веществ открывает дверь детям и для «запрещенных». Несовершенные, мы не можем вырастить совершенных детей. Ну не можем, не можем, не бывает этого — и с вами не будет, если вы стремитесь к идеалу в ребенке, а не в себе!

Что делать, если это произошло — ваш ребенок употребляет наркотики?

Прежде всего, попробуйте выяснить:

— все о приеме наркотиков вашим ребенком: что принимал, сколько, как часто, с какими последствиями, степень тяги, осознание или неосознание опасности;

— все о том обществе или компании, где ребенок оказался втянутым в наркотики;

Обратитесь за помощью в Кризисный центр.

Ни в каком случае не ругайте, не угрожайте, не бейте.

Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно, так же, как раньше относились к другим неприятностям.

Меньше говорите — больше делайте. Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению.

Не допускайте «самолечения». Категорически сопротивляйтесь, если подросток захочет заниматься самолечением, используя для этого медикаменты, рекомендованные кем-то из его окружения.

Не усугубляйте ситуацию криком и угрозами. Берегите собственные силы, они вам еще пригодятся. Тем более, что выплеском эмоций добиться чего-то будет сложно. Представьте себе, как бы вы себя вели, заболей ваш ребенок другой тяжелой болезнью. В такой ситуации ведь никому не придет в голову унижать и оскорблять его только за то, что он болен. Не считайте, что сын или дочь стали наркоманами только из-за собственной распущенности, корни болезни могут находиться намного глубже. Если состояние здоровья или поведение ребенка доказывают, что он принимает наркотики регулярно, значит, пришло время решительных действий.

Общие признаки употребления наркотиков

Внешние признаки:

— бледность кожи;

— расширенные или суженные зрачки;

— покрасневшие или мутные глаза;

— замедленная речь;

— плохая координация движений.

Поведенческие признаки:

— увеличивающееся безразличие к происходящему рядом;

— уходы из дома и прогулы в школе;

— трудность в сосредоточении, ухудшение памяти;

— неадекватная реакция на критику;

— частая и неожиданная смена настроения;

— необычные просьбы дать денег;

— пропажа из дома ценностей, одежды и др. вещей;

— частые необъяснимые телефонные звонки;

— появление новых подозрительных друзей;

— потеря аппетита, похудение, иногда чрезмерное потребление пищи;

— хронический кашель.

Признаки-улики:

— следы от уколов;

— порезы;

— синяки;

— свернутые в трубочку бумажки, маленькие ложечки, капсулы, бутылки, пузырьки.

Наркозависимость выражается также:

— в нарушении сна,

— мышечных и суставных болях,

— нестабильном артериальном давлении,

— сухости во рту,

— снижении половой потенции,

— нарушении менструального цикла,

— похудении,

— нарушении защитных свойств организма и т.д.