Социализация и психологическая адаптация несовершеннолетних иностранных граждан

Цели деятельности общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

Целью деятельности общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан является формирование инклюзивной образовательной среды и базируется на следующих принципах:

  1. принцип включения ребенка иностранных граждан в общий поток с помощью специальных педагогических приемов, учитывающих его особые образовательные потребности;
  2. принцип права на отличия (предполагает принятие культурной «инаковости» детей иностранных граждан и поддержку ее проявления в образовательной среде);
  3. принцип трансляции культуры через коммуникацию ( эффективная культурная адаптация осуществляется исключительно через непосредственное общение с носителями культуры);
  4. принцип интеграции через сотрудничество (включение в коллективную деятельность с общими целями и задачами);
  5. принцип билингвизма (родной язык является не преградой, а ресурсом, как для освоения русского языка, так и для психологического благополучия ребенка иностранных граждан);
  6. принцип ресурсности культурных различий (национально-культурная специфика ребенка иностранных граждан является не барьером, а ресурсом его включения в образовательную среду);
  7. принцип активного партнерства с родителями и другими родственниками ребенка иностранных граждан в области его языковой и социокультурной адаптации;
  8. принцип недопустимости любой формы дискриминации ребенка иностранных граждан в образовательной среде;
  9. принцип равенства языков и культур (утверждает недопустимость выстраивания иерархии языков и культур);
  10. принцип системности в организации работы образовательного учреждения по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан ( отдельные мероприятия, в том числе культурно-просветительского характера, не позволяют достичь устойчивого результата).

Направления деятельности общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

  1. работа с педагогическим коллективом;
  2. индивидуальное сопровождение детей иностранных граждан;
  3. работа с ученическим сообществом образовательной организации; работа с родительским сообществом.

Организационно-методическая деятельность администрации общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

Обеспечение информационно-методического сопровождения педагогов, работающих с детьми иностранных граждан

  1. создание условий для профессионального развития учителей по проблемам формирования и развития языковой, речевой и коммуникативной компетенций на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности, по вопросам преподавания фонетики, лексики, грамматики в условиях полиэтнического класса через семинары-практикумы, групповые консультации, мастер-классы, участие в конкурсах, публикации, участие в вебинарах;
  2. осуществление консультирования педагогов-предметников по вопросу сопровождения и обучения детей иностранных граждан, применения диагностического инструментария для определения уровня владения русским языком детей указанной категории, реализации программ дополнительных занятий по обучению русскому языку через индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы;
  3. расширение информационно-методического ресурса для учителей, обучающих детей иностранных граждан и детей-инофонов русскому языку, через обновление содержания методических материалов, актуальных публикаций;
  4. повышение квалификации педагогов по методике преподавания русского языка как иностранного, по принципам и технологиям инклюзивного образования и др.;
  5. профилактика психоэмоционального и профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми иностранных граждан;
  6. повышение межкультурной компетентности педагогов образовательной организации.
  7. издание локальных нормативных актов:
    • приказ об организации детельности по культурно-языковой, психологической адаптации обучающихся иностранных граждан;
    • приказ о внесении изменений в должностные инструкции педагогических работников;
    • о дневнике сопровождения обучающихся и др.

Методическая копилка

https://drive.google.com/drive/folders/1m70nNwy2I8V-NvN65CbOcyGBDnOHYGI8?usp=sharing

Расширение форм работы общеобразовательных организаций по адаптации детей иностранных граждан:

  1. организация групповых занятий по изучению русского языка как неродного;
  2. ведение дневников наблюдения, в которых отражаются индивидуальные маршруты работы с обучающимся, мониторинг эффективности данной работы;
  3. разработка программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленных на формирование социального опыта обучающихся, принятие норм образовательной среды, воспитание эмоционально положительного ощущения обучающимся в микро- и макросреде;
  4. организация мероприятий для родителей (законных представителей);
  5. проведение систематических мероприятий для обучающихся, направленных на социальную адаптацию ( акции, конкурсы рисунков, фестивали, уроки толерантности), участниками которых являются обучающиеся общеобразовательных организаций, в том числе дети иностранных граждан.

Формы и содержание деятельности общеобразовательных организаций могут варьироваться.

Индивидуализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями детей иностранных граждан

Работа психолого-педагогического консилиума:

  1. оценка необходимости индивидуального сопровождения обучающихся — детей иностранных граждан;
  2. организация психолого-педагогического консилиума (далее Ппк), одна из задач которого состоит в выявлении трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений по организации психолого-педагогического сопровождения;
  3. включение в состав консилиума учителя, осуществляющего диагностику уровня владения русским языком детей иностранных граждан, который в дальнейшем будет осуществлять работу по языковой адаптации обучающегося, а также учителей-предметников, определяющих уровень готовности к обучению ребенка иностранных граждан в конкретном классе;
  4. анализ особых образовательных потребностей детей иностранных граждан, выявление детей, нуждающихся в адресной поддержке, и выработка общей стратегии индивидуального сопровождения каждого такого обучающегося;
  5. разработка и реализация индивидуального маршрута, для каждого обучающегося;
  6. осуществление психолога-педагогического сопровождения, организация наблюдения за эмоциональным состоянием личности ребенка, его адаптацией и развитием социальных навыков ребенка;
  7. организация анализа текущей работы и внесения необходимых корректировок в индивидуальный маршрут;
  8. ежегодный анализ проделанной работы и оценка ее эффективности.

Организация психолого-педагогической поддержки в освоении основной образовательной программы. Индивидуальный учебный план

  1. обеспечение освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей детей иностранных граждан. Построение индивидуального учебного плана (далее — ИУП);
  2. включение в ИУП дополнительных занятий по русскому языку, индивидуализированных заданий по основным предметам, проектной деятельности, коррекционно-развивающих занятий и др.;
  3. организация разноуровневого обучения детей иностранных граждан, применение технологии наставничества.

Содержание и организация деятельности педагогов по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

Задачи педагогов

  1. Оценка особых образовательных потребностей;
  2. Реализация мер по индивидуальной поддержке;
  3. Психолого-педагогическая поддержка в освоении русского языка;
  4. Дополнительная языковая подготовка детей иностранных граждан в области русского языка по методике «русский как иностранный»;
  5. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального благополучия.
  6. Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения социальных навыков.
  7. Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения культурных правил и норм, необходимых для успешного включения в образовательное пространство общеобразовательной организации.
  8. Работа с ученическим сообществом общеобразовательной организации по формированию инклюзивной по отношению к детям иностранных граждан среды, недопущению дискриминации со стороны всех участников образовательных отношений.
  9. Работа с родителями.
  10. Оценка успешности языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан.